Статья 16 федерального закона об актах гражданского состояния

ФЗ-143 “Об актах гражданского состояния”

Статья 16 федерального закона об актах гражданского состояния

Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” под номером 143 регламентирует порядок государственной регистрации и документооборот в вопросах изменения статуса и отдельной информации о гражданине. Определяются полномочия учреждений, выдающих соответствующие документы, порядок внесения поправок, формирование книг по учету всех изменений и сроки их хранения.

Описание закона

Закон “Об актах гражданского состояния” принят 22 октября 1997 года. Структурно он подразделяется на несколько глав. Краткое содержание Закона “Об актах гражданского состояния” можно рассмотреть по следующим аспектам:

  • общие положения, регулирующие определения и понятия данного закона, а также определяющие процедуру регистрации документов;
  • государственная регистрация рождения ребенка;
  • документация по регистрации брака;
  • учет бракоразводных процессов;
  • государственная регистрация усыновления или удочерения;
  • процедура установления отцовства;
  • смена имени;
  • регистрация смерти;
  • исправление и изменение документов, порядок их восстановления;
  • порядок хранения книг учета, процедура их перевода в электронный вариант.

По каждому из представленных аспектов предписывается определенный порядок действий, необходимый для правомерного оформления требуемых документов.

С момента принятия Закон о записи актов гражданского состояния претерпел ряд изменений. Последняя редакция документа была проведена 18 июня 2017.

Скачать

Скачать федеральный закон “Об актах гражданского состояния” под номером 143 можно здесь. Текст приведен в последней редакции со всеми актуальными изменениями на 2017 год.

ФЗ 143 будет полезным для граждан, сталкивающихся с необходимостью оформления документов. Изучение приведенных положений по актуальному вопросу поможет выявить требуемый порядок действий, понять, куда следует обращаться, в какие сроки и на каких условиях.

Последние изменения в Законе “Об актах гражданского состояния”

В 2017 году изменения в Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” вносились уже дважды — 1 мая и 18 июня. Поправки коснулись статей 18 и 77 соответственно.

В ст 18 ФЗ 143, регламентирующей запись фамилии, имени и отчества ребенка при рождении, была изменена редакция двух первых пунктов. В статье 77 слова «Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» были заменены на «федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства«.

Определенные статьи ФЗ 143 претерпели ряд изменений в более ранние периоды. Поскольку они актуальны для многих граждан, их следует рассмотреть в отдельном порядке:

Статья 9 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” регулирует порядок повторного получения утерянного или испорченного документа. Последние поправки были внесены в 2014, коснулись они формулировки одного из абзацев. Также был введен абзац о подписи электронного заявления на выдачу и добавлен пункт 7 о предъявлении паспорта при получении.

Ознакомьтесь  Закон о профстандартах

Отдельные изменения ст 9 ФЗ 143 были проведены в 2016, однако в силу они вступят лишь в 2020 году. По ним:

  • в первом абзаце слова “, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния,» изменятся на «по месту жительства или пребывания заявителя«, а также дополнятся «на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния«;
  • второй абзац утратит свою силу;
  • изменится редакция пункта 3.1;
  • в пункте 4 будут отредактированы формулировки первого и второго абзацев;
  • пункт 6 утратит силу.

Ст 12 ФЗ 143 предписывает обеспечение конфиденциальности в сохранении личной информации. Последние изменения в формулировке статьи были внесены в 2016. Однако внесенные поправки постановили, что с 1 января 2018 статья 12 утратит свою силу.

Ст 24 Федерального закона под номером 143 указывает на основание для государственной регистрации брака. Поправки в данную статью не вносились с момента опубликования закона.

Ст 27 ФЗ “Об актах гражданского состояния” регулирует порядок, по которому регистрируется заключение брака. Изменения в данное положение не вносились, действует первоначальная редакция.

Ст 28 ФЗ 143 предписывает порядок записи фамилий супругов при регистрации брака. Поправок в данной статье не имеется с момента принятия закона.

Ст 58 ФЗ “Об актах гражданского состояния” регулирует возможность перемены имени. Последние изменения в редакцию статьи были внесены в 2002 году и коснулись пункта 4 о перемене имени несовершеннолетнего до 14 лет.

Статья 69 регламентирует основания, по которым допускается внесение исправлений и изменений в акты гражданского состояния. Таковые представлены в п 2 ст 69 ФЗ 143. Изменения в данную статью не вносились с момента публикации закона.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-ob-aktax-grazhdanskogo-sostoyaniya/

О суррогатном материнстве в россии что говорит закон

Статья 16 федерального закона об актах гражданского состояния

iakovenko123 / Depositphotos.com

Госдума отклонила законопроект, которым было предложено полностью уничтожить институт суррогатного материнства в РФ: поправки предлагали просто исключить все упоминания о нем из Семейного кодекса и Федерального закона от 15 ноября 1997 г.

№ 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», а в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внести явный и недвусмысленный запрет на использование суррогатного материнства даже по медицинским показаниям.

Мотивы для отмены суррогатного материнства, по мнению автора проекта, очевидны:

  • дешевизна услуг русских суррогатных мам и отсутствие законодательных ограничений уже сделали Россию одним из центров так называемого «репродуктивного туризма», при этом интересы русских мам не защищены, в частности, растет число конфликтов в случае рождения малыша с патологией (что рассматривается как некачественное оказание услуг);
  • для «передачи» ребенка от суррогатной мамы к «родителям-заказчикам» не требуется даже процедура усыновления, что еще больше выводит договор об оказании соответствующих услуг за пределы правового поля и, прежде всего, может привести к нарушению прав детей, рожденных таким способом;
  • главное – рожденный у суррогатной мамы малыш позиционируется не как личность, а как некий объект сделки, по существу – неодушевлённый объект, которому атрибутируются признаки товара и потребительские товарные свойства. Именно по этой причине суррогатное материнство запрещено в ряде стран в принципе.

Однако проект натолкнулся на ожесточенную критику. В частности, отметило Правительство РФ, запрет на суррогатное материнство в РФ повлечет лишь утерю соответствующего рынка сбыта, а центрами «выездного репродуктивного туризма» станут другие страны.

Отметим, что история законопроекта является иллюстрацией общественной дискуссии о роли суррогатного материнства и его допустимых пределах. Этой осенью, в частности, проблема суррогатного материнства попала в поле зрения Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 27 сентября 2018 г. № 2318-О).

Это отказное определение интересно тем, что судья КС РФ Кокотов А. Н. не согласился с позицией Суда и выразил особое мнение по рассмотренному вопросу.

В нем, в частности, доказывается, что в последнее время в общественном сознании произошли определенные сдвиги, и хотя нормативная платформа суррогатного материнства не изменилась, фактически его принцип стал другим: мы отошли от признания за суррогатной матерью безусловного права оставить рожденного ребенка себе.

В настоящий момент споры между суррогатной мамой и генетическими родителями ребенка судам следует – опираясь на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и КС РФ – разрешать с учетом интересов ребенка. При этом на практике «выигрывают» генетические родители, потому что они более материально обеспечены.

В связи с этим, возможно, будет более честным закрепить эту модель законодательно, изначально учитывая рожденного ребенка как ребенка именно генетических родителей, а не суррогатной мамы (в настоящий момент для этого требуется согласие мамы и – по факту – «интересы ребенка»).

Ведь сейчас бедные суррогатные мамы, решаясь оставить ребенка себе, – а по закону они как будто имеют на это право, – проигрывают судебные тяжбы, лишаются ребенка, да еще и остаются должны по договору.

Закон о суррогатном материнстве

Суррогатное материнство ча

Резус конфликт матери и плода при беременности

Резус-конфликт – это реакц�

Роды после ЭКО

Борьба с бесплодием для все

ЭКО при повышенном пролактине

Прежде всего стоит понять, �

ЭКО в естественном циклеЖизнь после переноса эмбрионов

Жизнь после переноса эмбри�

Тема суррогатного материнства сегодня интересует огромное количество людей. Она вызывает неоднозначное отношение. Подливает масла в огонь и тот факт, что все больше детей, рожденных суррогатными матерями, появляется у публичных людей.

Это популяризирует такие программы, выносит их «на суд общества». И пока единого мнения относительно такой процедуры не сложилось: она по-прежнему связана с целым рядом мифов, которые, впрочем, очень легко развенчиваются. Один из таких мифов — незаконность суррогатного материнства.

Между тем, эта сфера четко контролируется законом.

О чем говорит закон? В России и мире

В Семейном кодексе, Федеральном законодательстве и множестве других документов есть статьи и разделы, рассматривающие данный вопрос. Важно понимать, что такая тема достаточно деликатна и отличается рядом сложностей, поэтому в каждой стране подход к ней особый.

Есть страны, где суррогатное материнство запрещено полностью (Австрия, Франция) либо частично (США — в разных штатах разные законы). Есть страны, где оно разрешено (ЮАР, Грузия) или фактически не регулируется законом (Бельгия, Испания).

Россия относится к тем странам, в которых такая практика разрешена, но и здесь в сфере законодательства постоянно появляются различные поправки.

Непростой вопрос о донорстве: можно ли брать яйцеклетку самой сурмамы?

Этот сложный вопрос был решен в 2012 году. Именно с этого года такая практика на территории Российской Федерации запрещена. Данный момент очень неоднозначный и сложный. Являясь донором яйцеклетки, сурмама становится и биологическим родителем рожденного малыша.

Это может повлечь за собой серьезнейшую связь с ребенком и дальнейшую психологическую ломку или нарушение договора.

Теперь же этот вопрос урегулирован, поэтому женщина, выбранная для программы, может только выносить ребенка — генетически она не имеет к малышу никакого отношения.

Сложные моменты в законодательстве, нарушение договора с родителями

Один из сложных моментов в законе заключается в том, что суррогатная мама имеет право не отдать рожденного ребенка. На данный момент закон не учитывает тот факт, что генетический материал не делает выносившую женщину родителем. Тот, кто родил малыша — тот и является его мамой по закону.

Но опасность таких случаев стремится к нулю, поскольку существует еще и договор, составленный с биологическими родителями. В теории, он может быть оспорен в суде довольно просто, но на деле это сделать не так легко. При участии грамотных юристов договор составляется так, что суррогатная мама оказывается в очень невыгодном положении при отказе от своих обязательств.

Обычно инструментами регулирования являются серьезные компенсации, которые сдерживают сурмаму от желания отказаться от своих обязанностей. Не стоит воспринимать этот момент, как акт жестокости: такие ситуации практически исключены, это, скорее, страховочный вариант.

Женщины, решающие выносить чужого ребенка, допускаются к программе только в случае полного осознания своего выбора. Они постоянно работают с психологами и получают необходимую помощь.

Читайте так же:  Налоговый вычет для работающих пенсионеров

Кто может прибегнуть к услугам суррогатной мамы?

Еще в 2009-2010 годах этот вопрос вызывал немало споров. ЗАГСы регистрировали подобных детей только в том случае, если генетические родители состояли в браке. После нескольких разнообразных тяжб в законы были внесены изменения. Сегодня стать родителями по такой программе могут как зарегистрированные супружеские пары, так и просто партнеры или одинокие женщины либо мужчины.

Законодательство в данной сфере уже продвинулось далеко, но периодически решаются какие-то сопутствующие вопросы. Это говорит о том, что государство старается сделать процедуру суррогатного материнства более простой, защитив права каждого участника процесса.

Источник: https://smolotka-24.ru/o-surrogatnom-materinstve-v-rossii-chto-govorit-zakon/

143 ФЗ об актах гражданского состояния с последними изменениями

Статья 16 федерального закона об актах гражданского состояния

  • 1 Общие положения закона
  • 2 Новые поправки

Для регламентации порядка оформления и регистрации документов, отражающих гражданский статус жителей страны был принят закон № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Общие положения закона

Федеральный закон № 143 «Об актах гражданского состояния» был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 октября 1997 года и одобрен Советом Федерации 5 ноября того же года. Законодательный акт был подписан президентом и вступил в силу 15 ноября 1997 года.

ФЗ-143 регулирует следующие сферы деятельности:

  • работу органов, производящих государственную регистрацию документов гражданского состояния;
  • порядок госрегистрации документов о гражданском состоянии;
  • правила формирования книг о зарегистрированных в государственных органах актов, подтверждающих гражданское состояние;
  • исправление, изменение, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния;
  • особенности и сроки хранения каталогов госрегистрации документов о гражданском состоянии;
  • правила выдачи повторных свидетельств о гражданском состоянии и других актов, которые подтверждают наличие или отсутствие регистрационных записей гражданского состояния в государственных структурах;
  • ведение Единого государственного реестра записей документов о гражданском состоянии.

Государственную регистрация актов гражданского состояния производят следующие органы:

  • на территории РФ — органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС);
  • в муниципальных районах, городских поселениях, посёлках и других населённых пунктах, где отсутствует ЗАГС — органы местного самоуправления;
  • за пределами Российской Федерации — консульские учреждения.

Органы, осуществляющие контроль за внесением записей в акты, подтверждающие гражданское состояние, обладают следующими полномочиями:

  • координация деятельности по регистрации государственных актов гражданского состояния, а также осуществление её методической деятельности;
  • осуществление контроля за соблюдением полномочий РФ на госрегистрацию документов о гражданском статусе;
  • проверка соблюдения текущего законодательства, а также осуществление государственных проверок учреждений и органов, которые проводят регистрацию гражданских актов.

Федеральный закон № 143 состоит из 80 статей, объединённых в 12 глав. Краткое содержание закона:

  • Глава 1 охватывает общие положения закона, определяет сферу его деятельности, классифицирует акты гражданского состояния и органы, занимающиеся их регистрацией;
  • Глава 2 описывает порядок государственной регистрации документов о рождении;
  • Глава 3 устанавливает правила оформления и регистрации свидетельства о регистрации брака;
  • Глава 4 предусматривает нюансы регистрации документов о расторжении брака;
  • Глава 5 описывает порядок действий при госрегистрации документов об усыновлении/удочерении;
  • Глава 6 предусматривает особенности процедуры регистрации отцовства и порядок её осуществления;
  • Глава 7 описывает особенности оформления документов при смене имени;
  • Глава 8 устанавливает порядок действий при регистрации документов о смерти;
  • Глава 9 предусматривает порядок действий при внесении изменений в документы о гражданском состоянии;
  • Глава 10 регулирует порядок восстановления и аннулирования гражданских документов;
  • Глава 11 устанавливает правила хранения книг и порядок их перевода в электронный формат;
  • Глава 12 описывает ответственность за нарушение положений настоящего закона, а также порядок вступления его в силу.

Новые поправки

Последние изменения были внесены в текущий закон 18.06.2017 года в результате принятия Федерального закона № 127-ФЗ. В ходе данной поправки была изменена статья 77, предусматривающая срок хранения актовых книг. В пункте 2 описано правило, согласно которому по истечении ста лет ЗАГС передает актовые книги в государственный архив.

Рассмотрим далее ряд статей, отражающих основные аспекты законодательства.

Статья 9 предусматривает следующие правила получения повторного свидетельства о государственной регистрации документа о гражданском статусе и другие свидетельства, которые подтверждают факт наличия или отсутствия зарегистрированного акта о гражданском состоянии:

  • Если свидетельство о госрегистрации гражданского состояния невозможно использовать, ЗАГС выдаёт повторный документ или в особых случаях другой акт, подтверждающий факт осуществления государственной регистрации. Документ подлежит замене в следующих случаях:
    • потеря;
    • порча;
    • ветхость бланка;
    • нечитаемость текста или печати ЗАГСа;
    • ламинирование.
  • Повторное свидетельство выдаётся следующим лицам:
    • лицу, в отношении которого был составлен документ гражданского состояния;
    • родственнику лица, в отношении которого была зарегистрирована запись гражданского состояния, если оно умерло;
    • родителям или опекунам, если лицо, о гражданском состоянии которого составили соответствующий акт, не достигло совершеннолетия;
    • опекунам недееспособных лиц;
    • другому лицу, которое обладает нотариально заверенным документом, дающим ему полномочия получить повторное свидетельство.
  • Повторное свидетельство не выдаётся следующим лицам:
    • повторное свидетельство о рождении ребёнка не выдаётся его родителям, если были лишены родительских прав;
    • повторное свидетельство о заключении брака не выдаётся лицам, чей брак был признан недействительным или был расторгнут;
    • указанные лица вправе получить по истребованию документ, который подтверждает факт государственной регистрации брака или рождения ребёнка.
  • Лицам, которые не состоят в браке, по истребованию может быть выдан документ, подтверждающий факт отсутствия брака;
  • При личном обращении в ЗАГС за повторными документами, они выдаются в тот же день;
  • При обращении за повторным свидетельством в письменной форме посредством почты или интернета, документ будет перенаправлен в требуемое отделение, после чего ответ будет дан по месту жительства;
  • При письменном обращении за повторной выдачей актов гражданского состояния необходимо приложить к письму квитанцию об уплате госпошлины и ряд документов, установленный местными исполнительными органами, подтверждающих право на получение соответствующего свидетельства.

Статья 12, устанавливавшая порядок соблюдения конфиденциальности при работе с актами гражданского состояния была признана утратившей силу 1 января 2018 года.

Статья 18 предусматривает следующие правила при записи фамилии, имени и отчества ребёнка при оформлении государственной регистрации документов о рождении:

  • При регистрации свидетельства о рождении ребёнка записывается фамилия его родителей;
  • Если фамилии родителей разные, тогда присваивается, по их согласованию, одна из фамилий или двойная, посредством соединения через дефис родительских фамилий;
  • Имя ребёнка записывают родители по обоюдному согласию;
  • Если родители не пришли к соглашению при выборе имени и фамилии ребёнка (если у родителей разные фамилии) документы о рождении заполняются по распоряжению органа опеки и попечительства;
  • Отчество ребёнка выбирается по имени отца, если национальные обычаи не предписывают других правил;
  • Если родители ребёнка не состоят в браке и его отец не установлен, тогда его имя и фамилия записываются по желанию матери, а фамилия устанавливается согласно записям акта о рождении;
  • Если данные об отце отсутствуют, отчество выбирается по выбору матери;
  • Если законодательство субъекта Российской Федерации предписывает другие правила присвоения фамилии, имени и отчества ребёнка, тогда при регистрации свидетельства о рождении используются положения закона субъекта РФ.

Статья 24 предусматривает основание для государственной регистрации брака, которым является обоюдное заявление от лиц, желающих вступить в брак.

Статья 27 устанавливает следующий порядок оформления и регистрации документов о заключении брака:

  • Госрегистрация брака осуществляется согласно условиям ст. 13 Семейного кодекса РФ;
    Процедура регистрации брака осуществляется спустя месяц после совместной подачи заявления о заключении брака в ЗАГС. Данный срок может быть изменён руководителем уполномоченного учреждения;
  • Процедура государственной регистрации брака осуществляется только в присутствии вступающих в брак лиц. Также по их желанию мероприятие может иметь торжественный характер;
  • Если лица, которые вступают в брак, или одно из них, не имеет возможности явиться в орган ЗАГСа по причине тяжёлого состояния здоровья или другого уважительного обстоятельства, регистрация брака может быть осуществлена на дому, в медицинском или другом учреждении в присутствии молодожёнов;
  • Если госрегистрация процедуры заключения брака проводится с лицом, которое находится под стражей или отбывает наказание в месте лишения свободы, тогда для данного мероприятия выделяется отдельное помещение по согласованию с начальником соответствующего учреждения и руководителя ЗАГСа;
  • Регистрация брака невозможна при наличии препятствующих причин, указанных в ст. 14 Семейного кодекса РФ;
  • Руководитель ЗАГСа имеет право отказать в заключении брака, если обладает доказательствами, которые препятствуют браку.

Статья 28 предусматривает следующий порядок записи фамилий супругов при заключении брака:

  • При регистрации брака супруги могут выбрать общую фамилию или добрачную фамилию каждого из них;
  • Общей фамилией может стать фамилия одного из супругов или образованная путём присоединения фамилий мужа и жены. Общая фамилия может состоять не более, чем двух слов соединённых дефисом.

Статья 58 устанавливает основные положения для процедуры перемены имени, осуществляемой в органах заключения актов гражданского состояния:

  • Сменить фамилию, имя или отчество имеет право любое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста;
  • Смена имени осуществляется в ЗАГСе по месту жительства или госрегистрации свидетельства о рождении лица, которое желает внести изменения в акт гражданского состояния;
  • Если лицо, желающее сменить имя, не достигло совершеннолетия, то данная процедура проводится с согласия родителей или попечителей. При отсутствии разрешения смена имени осуществляется на основании решения суда. Исключением является полная дееспособность несовершеннолетнего лица;
  • Если требуется сменить имя или фамилию ребёнка, не достигшего четырнадцати лет с отцовской на материнскую, тогда данная процедура осуществляется на основании решения органа опеки, согласно правилам ст. 59 СК РФ;
  • Документы о смене имени необходимо подвергнуть государственной регистрации в ЗАГСе.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона 58 тут:

Статья 69 предусматривает основания для исправления и изменения записей в актах гражданского состояния:

  • Исправления вносятся в документы о гражданском состоянии в ЗАГСе только при обоюдном согласии заинтересованных лиц и при наличии веских обстоятельств. Если стороны не приходят к общему решению, внесение изменений осуществляется на основании решения суда.
  • Законодательство предусматривает следующие причины, являющиеся поводом для внесения поправок в документы о гражданском статусе:
    • запись документа об усыновлении;
    • запись документа об установлении отцовства;
    • смена имени;
    • постановление суда;
    • решение органов опеки или попечительства;
    • заявление матери, которая не состоит в браке с отцом ребёнка, об изменении данных об отце ребёнка или их исключении;
    • заявление совершеннолетнего лица о поправке информации о родителях/родителе, если они сменили имя;
    • специальный документ от органов дознания и следствия, устанавливающий личность умершего человека, чья смерть была ранее зарегистрирована как несчастный случай;
    • специальный документ, подтверждающий смерть лица, которое было репрессировано без оснований, однако потом реабилитированого согласно закону о реабилитации, если смерть была установлена до вступления законодательства в силу;
    • заключение органов ЗАГСа о необходимости внесения поправок в запись документов о гражданском статусе, установленных статьёй 70 текущего ФЗ.

Законодательство регулярно изменяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации.

Скачать текст 143 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния» рекомендуется скачать текст документа в актуальной редакции, содержащей все последние поправки и изменения по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-143

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-ob-aktax-grazhdanskogo-sostoyaniya/

Правовое общество
Добавить комментарий