Ст 855 гк рф очередность платежей изменения комментарии

Новое в очередности банками списания денежных средств

Ст 855 гк рф очередность платежей изменения комментарии

Очередность удовлетворения требований, предъявленных к банковскому счету, установлена ст. 855 ГК РФ. Эта статья определяет правила удовлетворения требований, предъявленных к банковскому счету в двух случаях: когда денежных средств на счете достаточно и, когда денежных средств на счете не достаточно.

В ситуации, когда денежных средств на счете достаточно для удовлетворения всех требований, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность) (часть 1 статьи 855 ГК РФ).

Если денежных средств на счете не достаточно, часть 2 статьи 855 ГК РФ устанавливает очередность их списания в зависимости от вида задолженности.

В настоящее время Федеральным законом от № 345-ФЗ от 02.12.2013 г. «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в часть 2 статьи 855 ГК РФ внесены изменения относительно очередности списания денежных средств при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований.

Данные поправки вступили в силу 14 декабря 2013 г.

Так, согласно новой редакции части 2 статьи 855 ГК РФ в случае недостаточности денежных средств на банковском счете:

а) в третью очередь списываются денежные средства по платежным документам, предусматривающим:

  • перечисление или выдачу денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту),
  • поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты российской бюджетной системы,
  • поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

б) в четвертую очередь будет происходить списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Ранее действующая редакция части 2 статьи 855 ГК РФ предусматривала в третью очередь списание по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по поручениям на списание средств в ПФР, ФСС РФ и ФОМС. В четвертую очередь производилось списание по платежным документам, предусматривающим те платежи в бюджет и внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди.

Таким образом, законодатель объединил четвертую и третью очередь списания. Теперь денежные средства по платежным документам налоговых органов и государственных внебюджетных фондов будут списываться в рамках одной очереди наряду с задолженностью по расчетам с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, как и прежде, будет производиться в порядке календарной очередности поступления документов

Тем самым фактически законодатель привел требования части 2 ст. 855 ГК РФ в соответствие со статьями 19 и 57 Конституции РФ, которые провозглашает принцип равенства всех перед законом и судом и обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Необходимость поправок в статью 855 ГК РФ возникла еще в 1997 г., когда Конституционный суд РФ принял Постановление от 23 декабря 1997 г. № 21-П.

Этим Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ положения абзаца 4 пункта 2 статьи 855 ГК РФ, поскольку по смыслу абзаца 5 пункта 2 ст.

855 ГК РФ исключалась возможность в приоритетном порядке произвести добровольные перечисления по налогам, срок уплаты которых еще не истек. Данное Постановление Конституционного суда РФ было принято по обращению Президиума Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного суда РФ ставил вопрос о соответствии Конституции РФ пункта 2 статьи 855 ГК РФ, поскольку предусмотренное им преимущественное удовлетворение требований по оплате труда перед обязательствами по налоговым платежам при списании денежных средств со счета клиента банка противоречит статье 57 Конституции РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=M7rM6JAFmQw

В связи с изменением законодательства Центральный банк России в Письме № 239-Т от 13 декабря 2013 г. разъяснил некоторые переходные положения.

В частности, разъяснен порядок исполнения банками распоряжений о переводе денежных средств, помещенных в очередь до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 2 декабря 2013 г. № 345-ФЗ.

В своем Письме Центральный банк РФ указывает на то, что распоряжения о переводе денежных средств, помещенные в очередь не исполненных в срок распоряжений до вступления в силу данного Закона, подлежат исполнению в очередности, установленной этим Законом. При этом значение очередности платежа, указанное в распоряжении о переводе денежных средств, банками не изменяется.

Приведем для сравнения таблицу изменений в часть 2 статьи 855 ГК РФ:

Старая редакция части 2 статьи 855 ГК РФНовая редакция части 2 статьи 855 ГК РФ
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), [исключено: а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования];[исключено: в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди];в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), [добавлено: поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов];в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Источник: https://rosco.su/press/novoe_v_ocherednosti_bankami_spisaniya_denezhnykh_sredstv_/

Ст 855 гк рф очередность платежей изменения 2019 поле 21 платежное поручение

Ст 855 гк рф очередность платежей изменения комментарии

В этом случае порядок выплат регулируется п. 2 ст. 855 ГК РФ. Очередность платежей в 2019 году такова.

Сначала будут производиться выплаты по исполнительным листам по алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью. Затем — по исполнительным листам на выплату задолженности по зарплате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям. В 3-ю очередь — по зарплате по платежным поручениям, а также по налогам, сборам и взносам во внебюджетные фонды на основании поручений соответствующих органов.

Очередность платежа в платежном поручении в 2019 году

Она определена в пункте 2 статьи 855 ГК РФ. Всего существует пять очередей и при нехватке денежных средств банк исполняет платежи в следующем порядке. Скачайте окончательные образцы платежек по взносам на весь 2019 год .

В первую очередь – проводятся выплаты по исполнительным документам, по которым удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требования о взыскании алиментов.

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов; в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Очередность платежа в платежном поручении изменилась

Но только при одном условии: обоснованность всех платежей и требований в первой очереди должна быть подтверждена соответствующим исполнительным документом.

Иначе, аналогичные требования, по которым нет исполнительных документов, подлежат оплате в пятую очередь.

Вторая очередь списания денежных средств так же, как и первая, может быть применена для удовлетворения требований и осуществления платежей только по исполнительным документам.

1 – выплаты компенсаций по исполнительным документам, включая алименты.

2 – выплаты зарплаты, пособий и авторских сумм по исполнительным документам.

3 – текущие выплаты зарплаты, принудительное списание по инкассо долгов по налогам и страховым взносам. 4 – все прочие виды платежей по исполнительным документам. 5 – все прочие текущие виды платежей, включая налоги, сборы, уплачиваемые в календарной очередности.

Очередность платежных поручений в 2019 году

Выплаты по исполнительным документам, которые предусматривают возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. А также оплата требований о взыскании алиментов

Выплаты по исполнительным документам, которые предусматривают оплату выходных пособий и заработной платы бывшим или настоящим работникам, а также оплата вознаграждений авторам интеллектуальной деятельности

Текущая зарплата работников.

Списание задолженности по уплате налогов и сборов по поручению налоговой инспекции.

Списание задолженности по уплате страховых взносов по поручению служб контроля государственных внебюджетных фондов

Выплаты по исполнительным документам по другим денежным требованиям

Все остальные платежи в порядке календарной очереди.

Например, текущие (добровольные) платежи по налогам и взносам

Операции банков 2019

Объекты учета 2019

Начисление заработной платы 2019

Наличные расчеты 2019

МСФО 2019

©2009-2019 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Контакты

То есть отметим, что указанный реквизит прежде всего необходим для банка, который будет осуществлять перевод денежных средств – либо в хронологическом порядке при получении платежек на уплату (при достаточности денежных средств), либо в порядке установленной законодательно очередности (при недостаточности денежных средств).

Если денежных средств недостаточно, в этом случае вначале последовательно производятся выплаты в порядке следующей очереди: Таким образом, как видим из указанного перечня, организации при заполнении платежного поручения на уплату налога, пени, штрафа следует разобраться в отличиях между третьей и пятой очередями платежа в платежном поручении.

Источник: http://zppmsk.com/st-855-gk-rf-ocherednost-platezhej-izmenenija-2017-pole-21-platezhnoe-poruchenie-83847/

Статья 855 ГК РФ. Очередность списания денежных средств со счета

Ст 855 гк рф очередность платежей изменения комментарии

Установленная в ст. 855 ГК РФ очередность платежей является последовательностью снятия финансов по нескольким документам, дата погашения которых наступила. В норме предусмотрено два правила ее определения. Рассмотрим далее статью 855 ГК РФ в новой редакции.

Общие правила

При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения всех предъявленных требований, снятие производится в порядке поступления распорядительных и иных документов.

Такая очередность списания денежных средств со счета называется календарной. Это правило действует, если иное не предусматривается законодательством.

В случае недостаточности суммы устанавливается другой срок исполнения обязательств.

Некалендарная последовательность

При недостаточности суммы на р/с погашение задолженности осуществляется в первую очередь по исполнительной документации, предусматривающей перечисление/выдачу для удовлетворения требований о компенсации вреда, нанесенного здоровью/жизни, а также о взыскании алиментов.

После этого производится отчисление выходных пособий и зарплат лицам, работающим либо работавшим по контракту, вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда.

В третью очередь списание осуществляется по расчетным документам, предусматривающим выдачу/перечисление оплаты труда лицам, задействованным на предприятии в соответствии с договором, поручениям контрольных органов на погашение задолженности перед бюджетом.

К последней, в частности, относят просроченные налоги и сборы, а также страховые взносы. В четвертую очередь осуществляется списание сумм на удовлетворение прочих требований. После этого осуществляется погашение задолженностей по мере поступления документов.

Правила, сформулированные в норме, распространяются как на расчетный счет для ООО (кредитной организации), так и на его клиентов. Первое положение действует в случаях, когда суммы на р/с достаточно для удовлетворения всех предъявленных требований.

В этой ситуации погашение осуществляется в порядке поступления документов, если срок исполнения обязательств наступил (при акцептной форме или при наличии указания на дату в самой бумаге).

Исключения из данного правила могут предусматриваться в законодательстве.

Второе правило

Оно распространяется на случаи, когда суммы для погашения всех требований недостаточно. Для корректного применения последовательности, установленной в ст. 855 ГК РФ, необходимо принимать во внимание судебную практику и другие нормы. Первая и вторая группы требований определяются абзацами 2 и 3 пункта второго. Абз. 4 Постановлением КС признан несоответствующим конституционным положениям.

Согласно ч. 3 ст. 79 ФКЗ № 1, нормы, противоречащие Основному Закону, теряют силу. Необходимо помнить, что КС при принятии постановления руководствовался необходимостью осуществлять погашение задолженности по зарплате и перед бюджетом одновременно. Так как соответствующие изменения в ГК не внесены, отсутствие третьей группы отчислений каждый год восполняется федеральным законом о госбюджете.

Расчетный счет для ООО выступает в качестве фонда, в котором концентрируется капитал, предназначенный для расходования на различные нужды. В их числе – оплата труда, обязательные отчисления в бюджет, страховые взносы. В соответствии со ст.

855 ГК РФ, снятие этих сумм осуществляется после погашения задолженностей, указанных в абз. 1 и 2. Из данного правила следует, что неналоговые и налоговые отчисления, а также оплата труда производятся в порядке поступления соответствующей документации.

Взносы в ПФР, ФСС и ФОМС считаются отчислениями в бюджет, согласно статьям 144 и 10 БК.

Спорный момент

Он касается наличия четвертой очереди в ст. 855. Юристы зачастую расходятся во мнениях о ее существовании. Отсутствие единой позиции по этому вопросу влечет, в свою очередь, противоречия при определении количества групп в последовательности. В одном случае их 6, в другом – 5.

Четвертая группа, предусмотренная нормой 855 ГК РФ, сохраняется в некотором усеченном виде. Здесь следует обратиться к ст. 5 ФЗ № 308. Согласно норме, отчисления в бюджет и внебюджетные госфонды отнесены к третьей группе. Однако положения абз. 5 п.

2 рассматриваемой статьи 855 ГК РФ позволяют сделать вывод, что в результате “вычитания”, указанного выше, остается категория, не включенная в структуру последовательности. Ею являются отчисления во внебюджетные фонды. Они переходят в 4-ю группу.

5 и 6 очереди определяются в пункте 2 без дополнений и корректировок.

Оплата труда

Она отнесена ко второй группе в последовательности, установленной статьей 855 ГК РФ. При определении смыслового содержания понятия оплаты труда необходимо использовать разные правовые источники. К ним, кроме ТК, относят НК, а также судебные постановления. Между тем в приведенных источниках присутствуют разные перечни выплат.

Кроме того, эти документы, как правило, отличаются узкоприкладным характером и используются при разрешении конкретных вопросов (исчисление зарплаты, ЕСН и так далее). Также стоит сказать, что указанные источники содержат открытые перечни категорий.

Наниматели, в свою очередь, вправе устанавливать систему оплаты на своих предприятиях по собственному усмотрению. Что касается использования термина “оплата труда” в абзаце 3 п.

2 статьи 855 ГК РФ, законодатель предусмотрел формирование льготной группы для отчислений, осуществляемых работодателем сотруднику за деятельность последнего в рамках контракта (договора). Данное указание позволяет исключить прочие суммы, не связанные с трудовыми отношениями.

Отчисления в бюджет

Они не исчерпываются неналоговыми и налоговыми суммами, взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. К указанным отчислениям относят все платежи, направляемые на бюджетный счет. Их определяют по графе “Р/с получателя” в документе-распоряжении.

В состав бюджетных отчислений может попасть, к примеру, арендная плата, подлежащая переводу на счет, который открыт в учетном регистре казначейства. На практике, между тем, возникают некоторые проблемы при определении состава бюджетных отчислений.

В первую очередь сложности появляются при установлении последовательности списания суммы сбора по постановлению пристава-исполнителя. Они обуславливаются следующими обстоятельствами. Закон “Об исполнительном производстве” не содержит подробно урегулированного механизма взыскания и отчисления сбора.

Однако известно, что он подлежит перечислению в федеральный бюджет. Но сначала его необходимо зачислить на депозитный счет ФССП вместе с прочими средствами, погашающими задолженность. Общая сумма распределяется по правилам, установленным 110 статьей указанного выше Закона. При этом сбор переводится в федеральный бюджет в третью очередь.

Из этого следует, что на практике вероятна ситуация, когда его сумма, взысканная с должника, фактически будет направлена на удовлетворение требований кредитора.

Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что постановление пристава будет, по всей видимости, предписывать банковской организации перечислить сбор, не в бюджет, а на счет ФССП, который открыт в обычной финансовой структуре. В соответствии с этим представляется, что данное отчисление относится к пятой группе в последовательности. Банк при этом не должен вносить в документацию, предоставленную приставом, каких-либо исправлений. В данном случае достаточно выполнить платеж в предусмотренной законом очередности.

Налоговые суммы

На практике отмечаются различия при определении последовательности снятия задолженностей по требованиям ФНС в зависимости от выбранного инспекцией порядка исполнения принятого решения.

В случаях, когда оно реализуется посредством направления в банк поручения налоговой структуры, суммы со счета плательщика списываются непосредственно в бюджет РФ. Эти операции относятся к третьей группе в последовательности.

Если решение исполняется с привлечением пристава, суммы списываются на счет ФССП, а затем переводятся в бюджет. В этом случае возникает проблема с определением группы в последовательности снятия.

В соответствии с неформальным подходом, принимается во внимание, что сумма, списанная на счет ФССП, в конечном итоге подлежит зачислению в бюджет. Из этого можно сделать следующий вывод.

Взыскиваемые платежи выступают как отчисления в бюджет, независимо от того, что их перечисление производится в него не напрямую. Для правильного применения нормы необходимо использовать формальный признак – вид счета, на который подлежит списать средства. Р/с ФССП не входит в структуру фондов, на которых учитываются суммы бюджетной системы. В этой связи взыскание штрафов и недоимок производится в пятую очередь.

Рассмотренный выше формальный подход позволяет преодолеть определенные сложности. Например, пристав в постановлении указал не только недоимку в бюджет по решению налоговой инспекции, но и штрафы и исполнительский сбор.

В документе, таким образом, присутствуют суммы, относящиеся к разным группам в последовательности. Допустим, к р/с должника была применена мера по блокированию операций. Данное событие, в соответствии со ст. 76, ч. 1 НК, не создает препятствий для зачисления средств в бюджет.

В этой связи любые поручения налоговой инспекции либо самого владельца р/с о направлении соответствующих сумм исполняются без учета указанной меры. Эти же отчисления, но взыскиваемые по постановлению пристава, подлежат зачислению сначала на счет ФССП.

Соответственно, в этом случае их нельзя отнести к группе бюджетных отчислений. Если руководствоваться формальным принципом, то оба платежа относятся к пятой группе.

Из этого следует, что мера, предполагающая блокирование операций, “заморозит” и их. При неформальном подходе штрафы и недоимка списываются со счета вне зависимости от установленных ограничений. При этом исполнительский сбор будет задержан.

Источник: https://FB.ru/article/270190/statya-gk-rf-ocherednost-spisaniya-denejnyih-sredstv-so-scheta

Правовое общество
Добавить комментарий