Институты отрасли муниципального права

Предмет и метод муниципального права

Институты отрасли муниципального права

В соответствии с принципом народовластия народ является единственным источником власти в Российской Федерации и может осуществлять ее (ст. 3 Конституции РФ):

  1. непосредственно;
  2. через органы государственной власти;
  3. через органы местного самоуправления.

Муниципальное право – отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности муниципальных (местных) органов, а также реализации форм непосредственной демократии.

Под предметом муниципального права понимают:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  • общественные отношения в системе местного самоуправления;
  • общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в том числе в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
  • общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества.

Под предметом правового регулирования понимают однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно,а также через органы местного самоуправления.

Эти отношения можно классифицировать и выделить отношения:

  1. возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);
  2. возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между главой муниципального образования, представительным и исполнительным органами местного самоуправления;
  3. возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;
  4. возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманиюместных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью (по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, обеспечению законности и правопорядка и т.д.);
  5. по поводу обязательств муниципальных органов перед органамигосударственной власти и обязательств органов государственной властипо отношению к ним; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;
  6. связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления;
  7. вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод муниципального права

Каждая профилирующая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях.

  Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании следующих методов:

  1. частноправового (диспозитивного);
  2. публично-правового  (императивного);
  3. гарантий (государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую и экономическую самостоятельность);
  4. саморегулирования.

В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования.

В теории государства и права выделяют три способа правового регулирования:

  1. дозволение – предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  2. запрещение – возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;
  3. обязывание (предписание) – возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

Таким образом, главными признаками метода правового регулирования можно назвать:

  • каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
  • с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
  • как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
  • как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обязывание.

Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений.

Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

Система муниципального права

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующих однородные правоотношения.

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной частей.

Специфика правовых институтов, их значение дает основание для отнесения их к Общей или Особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие:

  • Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции, и т.д.
  • Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления. 

Другой подход к системе муниципального права выглядит следующим образом:

  • Общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления);
  • Особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).

Именно первому подходу соответствует структура Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности.

Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, целесообразно выделение Специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях.

В этом случае под определенными территориями можно понимать:

  1. территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
  2. территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
  3. территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит определенные предпосылки для такого подхода.

В частности, в нем выделена отдельная глава «Особенности организации местного самоуправления», в которой рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (статья 79); в закрытых административно-территориальных образованиях (статья 80); в наукоградах (статья 81); на приграничных территориях (статья 82).

Таким образом, муниципальное право как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

Общая часть

К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

  1. Правовые основы местного самоуправления.
  2. Территориальные основы местного самоуправления.
  3. Организационные основы местного самоуправления.
  4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
  5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
  6. Гарантии местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления раскрываются, как правило, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня. Причем при характеристике актов муниципального уровня обязательно называют в качестве основных уставы муниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления включают вопросы административного устройства субъектов Российской Федерации и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, поскольку процедуры очень различаются. В последнем случае требуется обязательный учет мнения населения.

Организационные основы местного самоуправления представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

Финансово-экономические основы местного самоуправления включают такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц объединяет такие элементы, как ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.

Ответственность должностных лиц проявляется в возможности их привлечения к разным видам юридической ответственности. Наиболее слабо проработанным представляется вопрос об ответственности перед населением.

Этот вид ответственности реализуется через механизм досрочного прекращения полномочий в случае утраты доверия со стороны населения. Здесь же следует рассматривать и институт отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления – это совокупность приемов, средств или способов реализации права на местное самоуправление. Особое место занимает реализация права на судебную защиту, в том числе в Конституционном Суде РФ.

Особенная часть

К Особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Следует обратить внимание, что на местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопросы государственного значения, переданные или делегированные органам местного самоуправления.

В рамках Особенной части следует выделять такие муниципально-правовые институты, как полномочия органов местного самоуправления:

  1. по управлению муниципальным хозяйством;
  2. по управлению социально-культурной сферой;
  3. по обеспечению законности и правопорядка.

Специальная часть

К Специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-metod-munitsipalnogo-prava

§ 5. Институты муниципального права

Институты отрасли муниципального права

имеют и императивный, и диспозитивный характер и делятся на материальные и процессуальные, присущие муниципальному праву.

Нормы императивные и диспозитивные характерны для многих отраслей публичного и частного права, в том числе и муниципального. Из этого следует, что и методы правового регулирования универсальны для многих отраслей публичного и частного права.

В муниципальном праве как отрасли права сложились собствен-
ные правовые институты, которые преобладают, и заимствованные
из других отраслей права, т.е. вкрапленные в ткань муниципального
права.
Институт муниципального права представляет собой взаимосвя-
занную группу однородных норм права, предназначенных для регу-
лирования однородной группы общественных отношений, склады-
вающихся в системе местной публичной власти. В данном случае
нормы привязываются к естественно сложившимся общественным
отношениям, представляющим собой основы местного самоуправле-
ния. К ним отнесены: территориальная основа; экономическая основа;
финансовая основа; социальная основа; организационная основа и др.
Иными словами, это группы отношений, которые изначально состав-
ляют в целом то, что мы называем местной публичной властью (мест-
ным самоуправлением), т.е. группа властеотношений, присущих
местной публичной власти. В целях их упорядочения сформированы
соответствующие группы норм права. Это позволяет классифициро-
вать группы норм по институтам права.
Например, социальная основа как разновидность отношений при-
тягивает к себе группу норм, устанавливающих главенствующую
роль человека в местном самоуправлении, без которого последнее не
может существовать. При участии избирателей формируются и
функционируют формы непосредственной и представительной демо-
кратии в системе местной публичной власти. Это следующие формы:
местный референдум, выборы органов местного самоуправления,
сходы и собрания граждан и т.д. Данные группы отношений обслужи-
ваются нормами только муниципального права.
Все признаки представительной демократии характерны для дея-
тельности представительных органов местного самоуправления и
выборных должностных лиц местного самоуправления, которые
вступают в отношения с гражданами и юридическими лицами.
В системе институтов непосредственной демократии имеется
группа подинститутов, соотносящихся с основными институтами как
система и ее элементы, как общее и частное. То же самое можно
12утверждать и об институтах в системе представительной демокра-
тии. К ним относятся институты: органов местного самоуправления,

их компетенции и ответственности, должностных лиц местного самоуправления, муниципальной службы и др.

Классификация институтов муниципального права возможна не только по формам осуществления местной публичной власти.

Институты муниципального права можно разделить на две части, исходя из принадлежности к муниципальному праву.

ВоAпервых, это институты, принадлежащие только муниципальному праву: институты местного референдума, сходов, собраний, выборов, представительных и исполнительноAраспорядительных органов местного самоуправления, муниципальной службы, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, территориальной организации, гарантий и т.д.

ВоAвторых, это институты, сформированные из группы норм и отношений различных других отраслей права: финансового, гражданского, трудового, коммерческого, предпринимательского, административного. Это касается бюджета и бюджетного процесса, унитарных муниципальных предприятий, права собственности, договорных отношений и т.д.

Муниципальное право связывает эти две крупные группы институтов – собственный и смежный, – что создает условия местной публичной власти для осуществления ею функций и компетенции.

5.1.Муниципально+правовой институт территориальной организации местной публичной власти

Отношения, входящие в территориальную основу местного самоуправления, являются составными элементами института муниципального права. Данные отношения регулируются определенной совокупностью норм муниципального права.

Из этого следует, что в системе муниципального права имеется собственный муниципальноAправовой институт территориальной организации местной публичной власти, определение понятия которого может быть следующее.

Муниципально#правовой институт территориальной организации местной публичной власти представляет собой совокупность норм муниципального права, регулирующих однородные группы общественных отношений, складывающихся по поводу ее территориального устройства.

Отношения и нормы, составляющие муниципальноAправовой институт территориальной организации местного самоуправления, имеют следующие классификации:

по целям – касающиеся: формирования муниципального образования с учетом численности населения; изменения границ муниципального образования; преобразования муниципального образования;

по источникам – содержащиеся в Конституции РФ, в федераль- 13 ных законах и подзаконных актах, конституциях, уставах, законах,

подзаконных актах субъектов РФ, в нормативных актах органов местного самоуправления;

по масштабу действия – действующие в масштабе Российской Федерации; в масштабе субъекта РФ; в масштабе муниципального образования.

Таким образом, институты муниципального права имеют собственную классификацию, вытекающую из классификации норм муниципального права и отношений, складывающихся по поводу территориальной организации местной публичной власти.

5.2. Институт права муниципальной собственности

Общественные отношения, формирующие экономическую основу местного самоуправления, являются составными элементами институтов муниципального права. Они регулируются нормами муниципального права.

Следовательно, в системе муниципального права имеется собственный институт, состоящий из отношений муниципальной собственности и муниципальных норм.

Это вытекает из понятия, структуры и содержания экономической основы местного самоуправления и ее предназначения.

Структура экономической основы разнообразна. Она представляет собой сложную конструкцию, состоящую из статических и динамических элементов. В статьях 49 и 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) содержится статическая группа элементов, в ст.

14–16, 51 закреплена динамическая группа элементов. Соответственно, вначале устанавливается перечень элементов экономической основы, а затем порядок и организация использования экономической основы в системе местного самоуправления.

Например, статическая величина – это муниципальная собственность (движимое и недвижимое имущество, местный бюджет и т.д.).

Динамическая величина: управление муниципальной собственностью; владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Институт права муниципальной собственности можно назвать имущественным муниципальноAправовым институтом в силу сложности его конструкции.

Сложность эта обусловлена тем, что названный институт тесно связан, равно как и экономическая основа, с муниципальноAправовым финансовым институтом.

В этой связи под «имущественным муниципальноAправовым институтом» следует понимать совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, входящие в экономическую основу местного самоуправления.

Отношения и нормы данного института имеют свои классификации: 14 – по целям – формирование имущественной основы для решения

задач местного значения;

–по принадлежности – муниципальная собственность разграничивается между различными уровнями муниципальных образований

ипринадлежит жителям соответствующих муниципальных образований;

–по порядку формирования – создание, приобретение;

–по порядку управления, владения, пользования и распоряжения – управление, владение, пользование и распоряжение осуществляют органы местного самоуправления.

Из этого следует, что имущественный муниципальноAправовой институт является самостоятельным институтом, входящим в общую систему муниципального права.

5.3. Институт местных муниципальных финансов

Под муниципально#правовым финансовым институтом следует понимать совокупность норм муниципального, налогового и финансового права, регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования, утверждения и расходования финансовых ресурсов в системе местного самоуправления.

Это определение муниципальноAправового финансового института представлено в виде общей системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, т.е. подинститутов.

Оно обусловлено сложностью структуры отношений, входящих в финансовую основу местного самоуправления. Из этого следует, что существуют институт как общее, т.е. система, и подинституты как частное.

В силу этого очевидна классификация внутри муниципальноAправового финансового института.

Подинституты можно классифицировать:

1)по группам общественных отношений и регулирующим их нормам;

2)по видам финансовых ресурсов в системе местного самоуправления;

3)по структуре местного бюджета;

4)по предназначению;

5)по цели;

6)по принадлежности.

1.По группам общественных отношений и регулирующих их норм подинституты можно разделить на касающиеся:

– подготовки, рассмотрения, утверждения, исполнения местного бюджета, отчетов об исполнении бюджета;

– формирования внебюджетных средств;

– межбюджетных отношений;

– отношений займа.

2.По видам финансовых ресурсов муниципальноAправовые финансовые подинституты можно классифицировать исходя из струк-

туры финансовых ресурсов местного самоуправления. К ним можно 15 отнести следующие виды:

Источник: https://StudFiles.net/preview/6147941/page:3/

Источники и институты муниципального права

Институты отрасли муниципального права

Процесс глубокого изучения любой юридической отрасли обязательно должен быть сопряжен с характеристикой и анализом тех юридических актов, посредством которых происходит урегулирование правоотношений, входящих в ее предмет – то есть отраслевых источников. В юридической науке соответствующую категорию в наиболее общем виде принято определять следующим образом:

Определение 1

Источники муниципального права – совокупность нормативных правовых актов различного уровня, в содержании которых закреплены обязательные для участников муниципально-правовых отношений правила поведения.

В целом проводя характеристику видов источников юридической отрасли могут быть использованы различные классификационные критерии, однако, в Российской Федерации, с учетом федеративного устройства нашей страны, данный вопрос как правило рассматривается исходя из того на каком уровне (кем) были приняты соответствующие источники правового регулирования. Таким образом, прежде всего, выделяются источники муниципального права федерального уровня, к которым следует относить:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Конституция Российской Федерации – основополагающий нормативный правовой акт, закрепляющий основы правового регулирования не только для муниципального права, но и для всех юридических отраслей. Конкретизируя данное положение следует отметить то, что в Конституции установлены основополагающие принципы государственного и местного управления, оказывающие непосредственное воздействие на муниципально-правовое регулирование (например, положение ст. 3 Конституции РФ о принадлежности всей полноты власти в РФ ее многонациональному народу, ст. 8 устанавливающая право на существование муниципальной собственности и т.д.);
  • Федеральные законы, принимаемые в установленном порядке высшим законодательным представительным органом РФ. При этом следует отметить, что к источникам муниципального права относятся как специальные профильные федеральные законы (например – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), так и законы, регулирующие иные сферы общественной жизни, связанные с местным самоуправлением – например в сфере административного, жилищного, налогового законодательства и т.д.;
  • Указы Президента и Постановления Правительства РФ, посредством принятия и утверждения которых происходит правовое регулирование отдельных аспектов местного самоуправления или утверждаются направления государственной политики в соответствующей сфере.

Иные источники муниципального права

В соответствии с изложенным выше принципом построения отечественной правовой системы, связанной с федеративным устройством нашей страны, следующей большой группой источников муниципального права выступают акты регионального нормотворчества:

  1. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, закрепляющие основы правового регулирования и управления на территории соответствующего субъекта;
  2. Акты законодательных представительных органов государственной власти Субъектов РФ – региональные законы о местном самоуправлении, о местном референдуме, о формировании органов местного самоуправлении и т.д.;
  3. Отдельные подзаконные нормативно-правовые акты региональных органов исполнительной власти, иных органов и высшего должностного лица субъекта РФ.

Наконец, говоря о характеристике источников муниципального права на местном уровне, следует назвать в качестве таковых уставы конкретных муниципальных образований, а также принимаемые непосредственно народом (в ходе схода или референдума), или в рамках деятельности представительных органов местного самоуправления нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

Кроме того, к источникам муниципального права в соответствии с Конституционным положением о включении в отечественную систему правового регулирования общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров, относятся отдельные акты наднационального характера, устанавливающие основы местного самоуправления.

Пример 1

В качестве примера международного акта, регулирующего отношения, входящие в предмет муниципального права, можно назвать Европейскую Хартию местного самоуправления 1985 г., которая была ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г.

В результате рассмотрения системы источников муниципального права можно сделать вывод о том, что в настоящее время в нашей стране установлена достаточно широкая система юридических актов, закрепляющих основы и детализирующих порядок осуществления местного самоуправления. Тем не менее, соответствующая система несовершенна, требует дальнейшего совершенствования и развития, в том числе в связи с ее несистематизированностью и некодифицированностью.

Институты муниципального права

Определение 2

Институты муниципального права – совокупность юридических норм, регулирующих круг взаимосвязанных однородных общественных отношений в сфере муниципально-правового регулирования, и образующих, в этой связи самостоятельную обособленную группу внутри рассматриваемой отрасли.

В числе основных институтов рассматриваемой отрасли в юридической науке принято выделять:

  • Институт территориальных основ осуществления местного самоуправления;
  • Институт формирования муниципальных органов власти и правового положения их должностных лиц;
  • Институт права муниципальной собственности и местных налогов и сборов и др.

Кроме того, иногда предлагается выделять и обособлять тесно взаимодействующие с указанными выше, институты муниципального права, связанные с отправлением муниципальной службы, а также организацией и проведением местных выборов, референдумов и иных форм осуществления непосредственного волеизъявления местным населением.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/istochniki_i_instituty_municipalnogo_prava/

Правовое общество
Добавить комментарий