Что такое административное взыскание в рк

Виды административных взысканий

Что такое административное взыскание в рк

г. Семей

2011 г.

Глава 1. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

– предупреждение;

– административный штраф;

– возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

– конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

– лишение специального права;

– лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, в том числе исключение из реестра;

– приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

– принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

– административный арест;

– административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные выше (кроме приостановления или запрещения деятельности индивидуального предпринимателя и административного ареста), а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание).

Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения.

Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством.

Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением.

Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотрено определение размеров штрафа кратно месячному расчетному показателю (МРП) устанавливаемому законом РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию.

То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.

Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.).

К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 50 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм.

Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты.

Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом.

Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его –один месяц, а максимальный – два года (лишение права управления транспортными средством может быть на срок до 10- ти лет).

Административный арест применяется на срок до 15суток (за отдельные виды правонарушений до 30 суток) по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше 58 лет и мужчинам в возрасте свыше 63 лет.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, – контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Казахстана. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок.

Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права.

Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий

В главе 7 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное.

Источник: https://mirznanii.com/a/35341/vidy-administrativnykh-vzyskaniy

Порядок привлечения должника к административной ответственности

Что такое административное взыскание в рк

Часто возникают ситуации, когда решение суда вынесено в пользу взыскателя, исполнительный лист о взыскании суммы находится у судебного исполнителя, однако должник не исполняет решение суда.

Можно ли привлечь к административной ответственности должника, который не исполняет решение суда? Куда необходимо обратиться для привлечения должника к административной ответственности? Что грозит должнику за неисполнение решения суда?

В каких случаях должника можно привлечь к административной ответственности?

пунктом 1 статьи 125  закона республики казахстан “об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” установлено, что за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности. статьей 669 кодекса республики казахстан о административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа влечет административную ответственность.

для привлечения должника к административной ответственности должны быть соблюдены следующие условия:

  • имеется вступившее в законную силу решение суда;
  • в производстве судебного исполнителя находится исполнительный документ о взыскании с должника суммы;
  • должник не производит никаких действий по исполнению решения суда.

главным условием для привлечения должника к административной ответственности является неисполнение им судебного акта.

в том случае, если должник производит платежи по исполнению судебного акта, исполнительного документа частично, даже в небольшом объеме, должник не считается неисполняющим решение суда, следовательно, такого должника невозможно привлечь к административной ответственности за неисполнение судебного акта. 

исключением будет являться умышленное неисполнение должником судебного акта. например, должник имеет достаточный доход, но производит платежи в несоразмерном по сравнению с доходом размере. в таком случае необходимо наличие доказательств умышленного уклонения должника от неисполнения решения суда.

таким образом, привлечь к административной ответственности должника возможно лишь при неприятии им никаких мер по исполнению судебного акта, исполнительного документа, либо при имеющихся доказательствах умышленного уклонения от исполнения судебного акта.

производство находится у государственного судебного исполнителя

Согласно подпункту 56) части 1 статьи 804 Кодекса об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица – государственные судебные исполнители. Подпунктом  2) пункта 1 статьи  126 Закона “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” предусмотрено, что государственный судебный исполнитель в установленном законом порядке вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Следовательно, для того, чтобы государственный судебный исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении должника, взыскателю необходимо обратиться к судебному исполнителю, в производстве которого находится исполнительное производство, с заявлением о составлении протокола в отношении должника по основанию, предусмотренному статьей 669 КоАП.

Производство находится у частного судебного исполнителя

Частный судебный исполнитель не наделен такими полномочиями.

В том случае, если исполнительное производство находится у частного судебного исполнителя, сам исполнитель либо взыскатель вправе обратиться в прокуратуру с заявлением о вынесении постановления о возбуждении административного дела в соответствии с частью 2 статьи 805 Кодекса об административных правонарушениях. После вынесения постановления прокурора о возбуждении административного дела, оно направляется на рассмотрение в специализированный административный суд.

Рассмотрение дела о привлечении должника к административной ответственности

В соответствии с частью 1 статьи 684 Кодекса об административных правонарушениях судьи специализированных районных  и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 669 КоАП.

Согласно статье 808 Кодекса протокол об административном правонарушении,  предусмотренного статьей 669 Кодекса, направляется судье немедленно после его составления, поскольку  в данном случае возможно применение административного ареста.

Дело об административном правонарушении за неисполнение решения суда рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, поскольку за совершение такого правонарушения предусмотрен административный арест.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 821 Кодекса об административных правонарушениях, судья выносит одно из следующих постановлений: 

  • о наложении административного взыскания;
  • о прекращении производства по делу;
  • о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочным налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера.

Согласно части 1 статьи 823 указанного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении объявляется незамедлительно по окончании рассмотрения дела.

Чем грозит должнику неисполнение решения суда?

Статья 669 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа должнику грозит:

  • физическому лицу – штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (МРП) либо административный арест до 5 суток ;
  •  должностному лицу, частному нотариусу, частному судебному исполнителю, адвокату –штраф в размере 20 МРП либо административный арест до 5 суток;
  • субъекту малого предпринимательства – штраф в размере 30 МРП;
  •  субъекту среднего предпринимательства – штраф в размере 40 МРП;
  •  субъекту крупного предпринимательства – штраф в размере 50 МРП.

Источник: https://defacto.kz/content/poryadok-privlecheniya-dolzhnika-k-administrativnoi-otvetstvennosti

Административный штраф: порядок оплаты и последствия за неуплату – Статья

Что такое административное взыскание в рк

Административный штраф – это денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством РК, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя (далее – МРП), действующего на момент возбуждения дела об административном правонарушении (п. 1 ст. 44 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Штраф может применяться только в качестве основного административного взыскания, т.е. если Вашей компании уже вынесли административное взыскание в виде, например, приостановления деятельности, то наложение дополнительно штрафа будет являться незаконным (п. 1 ст. 42 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Согласно закону, не может превышать размер штрафа, налагаемый на:

  • физическое лицо – 500 МРП;
  • субъект малого предпринимательства – 700 МРП;
  • субъект среднего предпринимательства – 1000 МРП;
  • субъект крупного предпринимательства – 2000 МРП.

Порядок оплаты административного штрафа

Наложенный штраф подлежит уплате в срок не позднее 30 (тридцати) суток со дня вступления постановления в законную силу(п.1 ст. 893 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

При этом, если у Вас нет возможности произвести оплату штрафа в установленный законом для добровольной оплаты срок, то Вы можете подать заявление в проверяющий орган, вынесший постановление о наложении штрафа, об отсрочке либо рассрочке уплаты штрафа (ч. 1 ст. 888 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»). В случае положительного ответа уплата штрафа может быть отсрочена на срок до 1 (одного) месяца, рассрочка – на срок до 3 (трех) месяцев.

Штраф, наложенный за выявленные в результате проверки нарушения, вносится (перечисляется) в государственный бюджет с обязательным последующим уведомлением в письменной форме проверяющего органа, вынесшего постановление о наложении штрафа (п.2 ст. 893 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Последствия неоплаты административного штрафа

Если Вы не выплатили штраф в добровольном порядке или истек срок отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа, то в этом случае проверяющий орган вправе взыскать штраф в принудительном порядке.

1.Порядок принудительного взыскания штрафа у физического лица или индивидуального предпринимателя:

Проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа по месту работы либо по месту, где должник получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иных доходов должника (п. 1 ст. 894 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Если должник не работает, и у него нет официальных доходов, проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа судебному исполнителю для обращения взыскания на имущество должника (п. 3 ст. 894 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

2.Порядок принудительного взыскания штрафа у юридического лица:

Проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа судебному исполнителю, который направляет данное постановление в банк для изъятия денег с банковского счета юридического лица без его согласия в порядке, установленном законом.

Банк или организация, осуществляющая иные виды банковских операций, законом обязаны перечислить сумму штрафа в бюджет в установленном порядке (п. 2 ст. 895 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

В случае отсутствия денег на счетах юридического лица судебный исполнитель обращает взыскание на другое принадлежащее должнику имущество (например, недвижимость, автотранспорт и т.п.)(п. 3 ст. 895 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Исполнение постановления о наложении штрафа

После оплаты штрафа постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается проверяющему органу, вынесшему постановление (ст. 898 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

При этом в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания лицо, на которое был наложен штраф считается подвергнутым административному взысканию (ст. 61 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»). 

Не маловажным является тот факт, что сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, заносятся в административный банк данных о лицах, совершивших административное правонарушение, и хранятся в течение года со дня исполнения постановления.

То есть, уклонение от исполнения  и неуплата административного штрафа способствует тому, что каждый должник продолжает числиться по специальному учету Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан длительное время.

Административный штраф довольно часто применяется проверяющими органами в качестве меры воздействия на предпринимателей за выявленные в результате проверки нарушения.

Поэтому знание о порядке его наложения и оплаты поможет Вам своевременно его уплатить.

Ведь недобросовестное отношение должника к уплате административного штрафа в будущем может служить отягчающим обстоятельством при рассмотрении других правонарушений.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Источник: https://dogovor24.kz/articles/administrativnyj_shtraf_porjadok_oplaty_i_posledstvija_za_neuplatu-235.html

Правовое общество
Добавить комментарий